Естественные и искусственные административно-территориальные единицы
Во многих зарубежных странах принято различать естественные и искусственные административно-территориальные единицы и, как следствие, естественные и искусственные территориальные коллективы. С этим делением связана организация муниципального управления и государственного управления на местах. В России в настоящее время такие различия не имеют выхода на практику, но если будет проводиться реформа местного самоуправления и государственного управления на местах, их следует учитывать.
Естественные территориальные единицы — это поселения, города, где люди исторически осели для совместной жизни (обычно возле источников воды, на территориях, отделенных от вражеских набегов труднопроходимой местностью). Они выбирали для управления общественными делами вождей, старейшин, советы, собирали сходы. Впоследствии такие единицы получили обобщенное название общин, общинного звена территориального деления государства. В общинах всегда есть выборные органы местного самоуправления и нет назначенных государством чиновников общей компетенции.
Искусственные административно-территориальные единицы создаются сверху, актами государства (субъектов федерации в федеративных государствах). Так возникали воеводства, губернии, районы и т.д. Они получили название регионального звена. В такие звенья государство для управления назначало своих представителей (воеводы, губернаторы и др.). В настоящее время также в региональном звене, в отличие от общинного, не обязательно существование выборных органов самоуправления. Они могут быть, а могут и не быть.
Проблема различения единиц общинного и регионального звена имеет принципиальное значение. Совет Европы, куда входит и Россия, в 1985 г. принял Европейскую хартию о местном самоуправлении. В ней речь идет, по существу, об общинном звене. В 1997 г. он подготовил проект Европейской хартии о региональном самоуправлении, где в отличие от Хартии 1985 г. зафиксированы несколько иные требования к региональному самоуправлению (в том числе создание при назначенном управляющем коллегиальных представительных органов хотя бы с совещательными полномочиями). В России это различие не всегда понимается правильно, иногда считают, что понятие «регион» относится к субъектам Федерации. На деле под региональным самоуправлением имеются в виду единицы выше общин (области, губернии, округа, районы и др.), но не автономные образования и не субъекты Федерации.
Похожие работы:
- Естественные и искусственные административно-территориальные единицы
Во многих зарубежных странах принято различать естественные и искусственные административно-территориальные единицы и, как следствие, естественные и искусственные территориальные коллективы. С этим де...
- Государственное управление, административно-территориальные единицы и муниципальные образования
Территория любого государства состоит из различных территориальных единиц. Выше уже говорилось о субъектах федерации и территориальных автономиях разного рода. Кроме того, за исключением мелких остров...
- Направления стабилизации денежной единицы
Среди мер, призванных устранить или уменьшить негативные последствия снижения устойчивости денежной единицы, привлекают внимание периодически осуществляемые в различных странах изменения величины дене...
- Единицы измерения готовой продукции
Учет готовой продукции осуществляется в количественных и стоимостных показателях.
Количественный учет готовой продукции ведется в единицах измерения, принятых в данной организации, исходя из ее физич...
- Территориальные комплексы России
Большое значение в настоящее время, когда управление хозяйством переносится на места, имеет разработка концепции регионального развития России, территориальной организации хозяйства. Она должна быть м...